СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Ребёнок долго не начинает говорить

     Родители часто начинают беспокоиться по поводу развития речи своего ребёнка уже в возрасте 2-3 лет. Что именно должно насторожить?

  •  В 1,5–2 года кроха не может произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду по просьбе взрослого, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.

  • В 2,5 года ему не удаётся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменяется манера поведения малыша, при общении он старается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).

  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка становится  особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

     Если не принимать мер, то по мере роста  набор отклонений в развитии речи ребёнка будет увеличиваться.

Когда необходимо обратиться к врачу?

      Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы разобраться в причинах, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача  – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др.

     К 2-летним детям подключается дефектолог.

     С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт.

     С 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная и физиотерапия.

   Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

  Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.