СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Интеллектуальные игры Б.П.Никитина

 

     Пособия Б.П. Никитина ценятся воспитателями и родителями за то, что  они способствуют созданию для ребенка особой атмосферы, способствующей развитию его творческого и логического мышления, умения классифицировать и анализировать, быть самостоятельным  и стремиться к получению новых знаний.

         Обучающие игры пропагандиста раннего развития строятся по принципу постепенного усложнения заданий, что делает все его пособия универсальными для детей самых разных возрастов.

      Всем известны такие развивающие игры Никитина как «Дроби» и «Уникуб», также к классике умных игрушек для детей смело можно отнести «Сложи узор».

    Никитин в своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" предлагал начинать знакомство с этой игрой уже малышам полутора-двух лет. В коробке с готовым пособием родители и педагоги смогут найти подробные методические рекомендации с примерами заданий для детей разных возрастов. Некоторые узоры будет непросто собрать даже взрослым, поэтому играть в «Сложи узор» можно с интересом и азартом всей семьей.

      Игрушка представляет собой набор из 16 кубиков размером 3 см. Разноцветные кубики окрашены в красный и синий, белый и желтый цвета. При этом в наборе есть и кубики с одноцветными гранями и такие, стороны которых раскрашены в два цвета с границей окраски по диагонали. При помощи различного сочетания элементов пособия можно составить огромное количество самых  разнообразных узоров, они могут быть одноцветными или строится с учетом определенной последовательности сочетания фрагментов всех четырех цветов.  Помимо геометрических и цветочных орнаментов из элементов игрушки можно рисовать самые настоящие картины: изображения животных и игрушек, а также для ребят от пяти лет – цифры и буквы, как русского, так и латинского алфавита.

   

                     

      После того как ребенок познакомится с пособием, ему можно предлагать собрать простые узоры. В качестве первых орнаментов специально подобраны такие, чтобы малыш смог без труда их собрать. Успех позволит позитивно настроить ребенка на продолжение занятий с пособием. После того как ребенок успешно соберет 3-4 узора, предложите заканчивать занятие и продолжить игру в следующий раз.  У малыша должно оставаться ощущение легкой «недоигранности», тогда он будет с нетерпением ожидать новых занятий с игрушкой.

       Задания для упражнений с пособием «Сложи узор» можно разделить на три типа. На первом этапе ребенок складывает узоры по схемам, приведенным в инструкции. Для самых юных игроков предлагаются специально укрупненные схемы, где размер элементов совпадает с размером клеточек на схеме. В первый раз при собирании узора малыш даже может накладывать кубики на предлагаемый рисунок. Начинать лучше всего с наиболее простых одноцветных вариантов, затем постепенно увеличивать количество цветов, фигурирующих в создании узора.  Во время занятий с пособием взрослый главным образом выступает в роли внимательного и неравнодушного наблюдателя, но при решении первого упражнения  можно увлечь малыша составлением узоров на собственном примере. Соберите простой узор сами, а затем попросите кроху сделать такую же картинку, как мама.

      Малыши старше 4 лет уже готовы к созданию орнаментов по уменьшенным схемам, что требует от ребенка более развитого абстрактного мышления. Если Вы видите, что малыш отлично справляется с поставленными задачами, можно предложить ему составить уже знакомые узоры, изменив при этом цвета его элементов.

   

 

     Выполнение заданий такого типа научит дошкольников понимать язык схем и чертежей, анализировать и классифицировать, комбинировать.

  Второй тип заданий, который можно предложить малышам – это зарисовывание составленных из кубиков орнаментов. Этот процесс требует от детей внимания и усидчивости, терпения, развивает мелкую моторику руки и готовит её к письму.

     Самым сложным и одновременно самым интересным вариантом упражнений с пособием «Сложи узор» является создание собственных узоров или картинок. Такой вид заданий способствует не только развитию наглядно-образного мышления, но и фантазии, творческого потенциала, умения гармонично сочетать цвета и формы. При помощи этой игры также можно в занимательной форме объяснить ребенку понятия симметрии.

    Игры в «Сложи узор» станут отличной подготовкой малыша к учебе в школе, они позволят с интересом провести время, лучше усвоить эталоны цвета и основные геометрические формы,  потренировать умение действовать по инструкции и свободно конструировать.  Игра таит бесконечное количество заданий самых разных уровней сложности, если Вы сумеете заинтересовать ребенка этой умной игрушкой на начальном этапе знакомства с нею, ему гораздо проще будет понять черчение и геометрию, самостоятельно решать самые неординарные и сложные задачи.

Самым маленьким игрокам можно предложите совсем

простые задания – выкладывать сначала одноцветные,

а затем и разноцветные дорожки по заданию взрослого

или по собственному замыслу. При помощи кубиков из набора можно повторить с малышом счет и простейшие арифметические действия, попросив маленького ученика посчитать кубики с гранями разных цветов. Малышей можно попросить назвать цвета разных граней и рассортировать кубики по заданным родителями или воспитателем цветовым характеристикам.

Для одного занятия с младшими дошкольниками будет вполне достаточно одного-двух упражнений, для детей 5-7 лет это количество может быть увеличено до 5-8 заданий. Наилучший прогресс возникает, если заниматься с ребенком составлением орнаментов по принципу «ледокола», то есть начинать каждое новое занятие с повторения нескольких знакомых ребенку узоров, а затем учиться делать 1-2 новых орнамента. Соотношение количества известных и вновь разбираемых узоров определяется сложностью нового материала, чем сложнее новый узор, тем меньше новых упражнений стоит осваивать за один урок.